НУК РЛМ образован на базе факультета «Радиоэлектроника и лазерная техника» (РЛ) в 1988 году.

Выдающаяся роль в создании и определении направлений развития НУК РЛМ принадлежит первому декану ф-та РЛ, ректору в 1991—2010 и президенту в 2010-2021 МГТУ им. Н.Э. Баумана, академику РАН Федорову Игорю Борисовичу.

Состав научно-учебного комплекса

Научно-учебный комплекс «Радиоэлектроника, лазерная и медицинская техника» в себя 4 из 22 факультетов МГТУ им. Н.Э. Баумана: «Радиоэлектроника и лазерная техника» (РЛ), «Биомедицинская техника» (БМТ), «Оптико-электронное приборостроение» (ОЭП), «Радиотехнический» (РТ) и научно-исследовательские институты: «Радиоэлектроники и лазерной техники» (НИИ РЛ), «Биомедицинской техники» (НИИ БМТ), «Радиоэлектронной техники» (НИИ РЭТ).

Руководители подразделений


Руководитель НУК РЛМ
Директор НИИ РЛ
Заведующий кафедрой РЛ2
Барышников Николай Васильевич
д.т.н., профессор


Декан факультета РЛ
Заместитель руководителя НУК РЛМ по молодежным программам
Альков Сергей Витальевич
к.т.н., доцент


Декан факультета БМТ
Главный научный сотрудник
НОЦ «Фотоника и ИК-техника»
Юрченко Станислав Олегович,
д.ф.-м.н., профессор


Декан факультета РТ
Юдачев Сергей Семенович,
к.т.н., доцент


Декан факультета ОЭП
Заварзин Валерий Иванович,
д.т.н., профессор


Заместитель руководителя НУК РЛМ по общим вопросам
Председатель профкома НУК РЛМ
Назаров Владимир Васильевич
к.т.н., доцент


Заместитель руководителя НУК РЛМ по воспитательной работе
Петров Владимир Игоревич


Директор НИИ БМТ
заведующий кафедрой БМТ-2
Щукин Сергей Игоревич,
д.т.н., профессор


Директор НИИ РЭТ
Слукин Геннадий Петрович,
д.т.н.

Подготовка специалистов

Всего в состав НУК РЛМ входит 9 кафедр, 8 из которых являются выпускающими. Подготовка высококвалифицированных выпускников ведется по укрупненным группам специальностей: «Электроника, радиотехника и системы связи»(11.00.00), «Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии»(12.00.00), «Информатика и вычислительная техника» (09.00.00), «Промышленная экология и биотехнологии» (19.00.00), «Нанотехнологии и наноматериалы»(28.00.00) по направлениям: «Электронные и оптико-электронные приборы и системы специального назначения», «Оптотехника» и «Лазерная техника и лазерные технологии» (каф. РЛ2), «Радиоэлектронные системы и комплексы» (каф. РЛ1), «Радиоэлектронные системы и комплексы» и «Наноинженерия» (каф. РЛ6), «Биотехнические системы и технологии» (каф. БМТ-1, БМТ-2, БМТ-3, БМТ-4, БМТ-5), «Прикладная информатика» (каф. БМТ-1), «Биотехнология» (каф. БМТ-3).

Число обучающихся студентов в НУК РЛМ составляет около 1500 человек. Длительность основного курса обучения - до 5 лет 10 месяцев. Учебными планами предусматривается подготовка дипломированных специалистов (инженеров), бакалавров и магистров.

Учебный процесс в НУК РЛМ ведут более 200 преподавателей. Среди них лауреаты Государственной премии СССР и РФ, премии Президента России, премии Правительства РФ, Заслуженные изобретатели РСФСР. Заслуженные деятели науки Российской Федерации, Заслуженные работники высшей школы Российской Федерации, 44 профессора и 150 доцентов и старших преподавателей.

Русский метод обучения

Основы научно-педагогических школ НУК РЛМ заложены выдающимися учеными, среди которых проф. Дроздов Ф.В. (Точное приборостроение), проф. Турыгин И.А. (Оптическое приборостроение), проф. Лазарев Л.П. (Оптоэлектронная техника), проф. Кугушев A.M. и академик Федоров И.Б. (Радиотехника), проф. Малов А.Н. (Технология приборостроения), академик Николаев Г.А.. проф. Лощилов В.И., проф. Сагалевич В.М (Биомедицинская техника).

Традиционно высокий уровень подготовки качества специалистов базируется на творческом развитии всемирно известного «русского метода» обучения, в основе которого синтез фундаментального университетского и инженерного образования и практической подготовки в лабораториях, оснащенных современным оборудованием, уникальными стендами и приборами, вычислительной техникой, возрастания роли самостоятельной работы студентов. Последнее обеспечивается наличием в составе НУК РЛМ научно-исследовательских институтов, которые широко привлекают студентов к выполнению научно-исследовательских работ. Начиная с 3-го курса каждый студент «находит» свое научно-техническое направление в лабораториях НИИ или кафедры в соответствии со своими интересами. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы ведутся под руководством штатных сотрудников НИИ, преподавателей факультетов.